|
Тайм-менеджментЧто такое тайм-менеджмент? Дадим несколько определений. Это управление временем. Тайм-менеджмент — эффективное планирование рабочего времени для достижения целей. Зачем нужен тайм-менеджмент? Все мы сталкивались с нехваткой времени. Постоянное пребывание в состоянии «не знаю, за что хвататься» вряд ли можно назвать подходящим, когда речь идет о личной эффективности. Эмоциональное напряжение блокирует производительность, приводит к быстрой утомляемости и апатии. Это состояние сильно снижает качество жизни. Лично я пришла к тайм-менеджменту от безысходности. Когда мой рабочий день растянулся на 15-16 часов в сутки без выходных. Когда я стала все чаще задавать себе вопрос: а зачем мне ТАКАЯ жизнь? И что же теперь делать? Продуктивность работы Все успешные люди очень продуктивны. Под продуктивностью, в первую очередь, подразумевается результат, а не процесс. Если Вы намерены повысить свою производительность, в первую очередь необходимо определить ЧТО вы хотите от жизни, то есть определить цели. Составьте план действий и затем, каждое свое значимое действие соизмеряйте с основной целью. Использование инструментов тайм-менеджмента поможет избежать незавидной участи заложника собственного бизнеса или карьеры. Ценность времени Его нельзя взвесить или положить в карман, измерить линейкой или завернуть в газету. Бег секунд в года незаметен. И только оглянувшись назад, мы с удивлением обнаруживаем, как быстро пролетели годы. Никогда не поздно сказать себе «стоп». И проанализировать кто же «крадет» у вас время. Есть два очень полезных упражнения. Первое: составьте список дел за прошедший день, включите туда все дела от момента подъема до сна. Поставьте рядом количество часов на выполнение этих дел. Повторяйте это упражнение несколько дней. И вычислите «вора». Отмечайте занятия, которые являются пожирателями Вашего времени (например, обсуждение новостей с коллегами, бесцельное переключение каналов телевизора или чтение рекламных листовок и газет). Составьте рейтинг таких никчемных занятий, назвав его «Я больше никогда не буду этого делать», и заносите туда те дела, которые не приносят Вам никакой пользы и не приближают Вас к цели. Время собственной жизни принадлежит человеку и не может быть у него отнято и присвоено. Только ВЫ можете решать кому дарить свое время. Второе упражнение. Мысленно представьте корзину с яблоками. Это часы вашего одного дня. В течение дня контролируйте КОМУ Вы раздаете эти яблоки. В мою последнюю поездку в Таиланд я познакомилась с русской женщиной из Норвегии. Меня поразило ее чрезмерно бережное отношение к моему времени. На мой вопрос ты сама такая или у вас там так принято. Она ответила – это правило для всех норвежцев. «Я не имею право распоряжаться твоим временем» - добавила она. Вот уж с кого пример-то брать! Я сама стараюсь на встречи не опаздывать и реально чувствую, как утекает время в ожидании кого-то. Что выбрать для учета времени: еженедельник или органайзер? Где вести запись предстоящих дел – дело лично каждого. Кому-то удобно записывать в еженедельнике, кому-то в органайзере. А у кого-то дела одного дня – в голове. Я испробовала много вариантов: еженедельник, отдельные листочки с делами и остановилась на программном органайзере, который совмещен с сотовым телефоном. Планирование высвобождает время Меня часто спрашивают: «Как ты так много успеваешь?» Успех в моей жизни благодаря планированию. Интуитивно, еще в детстве, я начала планировать свою жизнь. Составлять цели максимум и минимум. Позже стала составлять схемы пошагового решения целей. Планировать и думать нужно всегда на бумаге. Если цели нет на бумаге, то она не существует. Перечень задач — это своего рода карта, которая не даст Вам сбиться с пути к намеченной цели. Сейчас я свой день планирую ежедневно предварительно вечером. Однако, Вы можете планировать и днем. Планировать на один день вперед или на неделю. Продолжайте работать с составленным списком в течение дня: при появлении нового дела вносите его в список с учетом приоритетности по отношению к ранее запланированным задачам. Выполнив очередную задачу из списка, я удаляю ее из органайзера. Это дает мне ощущение удовлетворенности своей работой. Планируйте от большего к меньшему, от долгосрочного к краткосрочному, от целей жизни до плана на день. Сложную задачу всегда делите на мелкие подзадачи. Здесь хорошо помогает дерево решений, где ключевая задача — дерево, а подзадачи для ее выполнения — ветви. Продолжайте «разветвление» до тех пор, пока процесс выполнения всей задачи не станет простым и прозрачным. Самое главное — определить главное В самом начале моих попыток управлять временем я считала, что цель достигнута, если я научусь выполнять все задания на день. Однако, со временем я стала замечать, что не все задачи одинаковы по важности. А некоторые вообще перекочевывают изо дня в день … годами. Задача тайм-менеджмента заключается в том, чтобы вовремя определить главное дело. Расстановка приоритетов позволяет эффективно управлять списком намеченных дел, присваивая каждой задаче свой уровень важности. Все дела можно разделить на 4 группы:
Такая классификация носит имя американского президента и называется методом (окном, принципом) Эйзенхауэра.
После определения важного, но не срочного дела оцените последствия в случае его выполнения или невыполнения. Важная задача имеет серьезные последствия, если не будет выполнена в срок. Обязательно назначьте срок выполнения этой задачи! По приоритетности сначала следует выполнить срочные и важные дела, затем необходимо выполнить важные, но не срочные задачи дня. Главное правило - не браться за следующее дело, пока не выполнено предшествующее. Не делегируйте несрочные и неважные дела! Их только в корзину! Что значит «съесть лягушку»? Старая притча гласит: если первым делом с утра Вы должны съесть живую лягушку, утешением может служить то, что это самое плохое, что может случиться с Вами за весь день. Брайан Трейси, успешный бизнес-консультант, сравнивает лягушку с самым неприятным и важным делом, которое следует сегодня сделать. Откладывая его, Вы создаете лишнее эмоциональное напряжение и нежелательные последствия. Нужно действовать без лишних раздумий и промедлений — просто взять и сделать. Это даст Вам заряд бодрости на целый день. Слово «нет» экономит неожиданно много времени Самое главное слово для организации собственного времени — это вежливое «нет». Учитесь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приоритетов. Будьте тактичны и отказывайте так, чтобы человек понял, что Вы отвергаете не его лично, а задачу. На что способна корзина для мусора? Люди, показывающие хорошие результаты, работают за чистым столом. У непродуктивных и несобранных людей на столе царит дикий хаос. Выработайте привычку своевременно разбирать бумаги, выбрасывая ненужные, и работать за чистым столом. Замечено, что до 30% рабочего времени тратится на поиски нужной бумаги. Корзина для мусора — один из самых эффективных инструментов управления временем. И это только начало… |
![]()
![]()
|
